Главная » 2009 » Июнь » 18 » АНАЛИЗ учебно-воспитательного процесса ГОУ средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» № 526 за 2008-2009 учебный год I
АНАЛИЗ учебно-воспитательного процесса ГОУ средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» № 526 за 2008-2009 учебный год I
20:59
АНАЛИЗ
учебно-воспитательного процесса ГОУ
средней общеобразовательной
школы «Школа надомного обучения» № 526
за 2008-2009 учебный год
В
истекшем учебном году школа строила образовательный процесс в соответствии с
образовательной программой развития школы и поставленными в ней целями и
задачами.
В образовательной
программе школы особое место занимает содержание работы с детьми, страдающими
различными заболеваниями, которые должны быть обеспечены всеми условиями для
обучения, воспитания, коррекции, реабилитации и интеграции в современное
общество.
Решая поставленные задачи, педагогический
коллектив школы в центр внимания ставил личность ученика. Учитель являлся основным
организатором создания эмоционально-положительного фона воспитания. Организация
всего учебно-воспитательного процесса в школе осуществлялась на основе изучения
психолого-педагогических особенностей. Психолог, дефектолог, логопед школы
(Лукьянова А.в., Зорикова Н.Н., Малярчук Г.В.) помогали педагогическому
коллективу в решении данных вопросов. Однако в этом направлении еще предстоит
большая работа.
Повышение эффективности управления в школе
осуществлялось, прежде всего,
- за счет улучшения взаимодействия между
всемиее звеньями, субъектами. Которые
проводилисьв школе на базе
педконсилиумов, психолого-медико-педагогической комиссии, педагогических
советов, попечительского совета, родительских комитетов;
-
за счет коммуникативной компетентности педагогов на уровне педагог – ученик,
чему способствовали внутришкольные семинары-совещания для учителей, месячники
педагогического мастерства и НАУК,
обмена опытом работы;
Решая вопросы
образования, в школе учебный процесс строился в соответствии с Положениемшколы надомного обучении. Регламентировался
учебным планом школы, годовым календарным учебным графикоми расписанием занятий, где нашли отражение
сменность занятий, шестидневная учебная неделя и 40 - минутная
продолжительность уроков.
Обучение было
организованно по трем формам: классно-урочная, групповая и индивидуальная.
Во избежание
перегрузки учащихся в школе была организованна 6 – дневная учебная неделя,
количество уроков в начальной школе 3-4 в день с двумя выходными днями для
учащихся, в основной и старшей школе 5-6 уроков с двумя и одним выходным днем.
Основным
принципом организации образовательного процесса в школе надомного обучения
являлось обеспечение щадящего режима проведения занятий, максимально
приближенных к домашним условиям.
Для детей
обучающихся индивидуально,составлялось
отдельное расписание уроков, которое позволяло учитывать индивидуальные
особенности здоровья ребенка.
Основные формы
организации учебных занятий в школе - традиционные с индивидуализацией задания
и на уроках и на дому, с использованием здоровьесберегающих принципов и новых
технологий обучения. Использование возможностей портативного компьютерного
класса, мультимедийных средств значительно расширили возможности учителей
обеспечить наглядность на уроках, как на базе школы, так и на дому ребенка.
В течение учебного года
предоставлялась возможность перехода с одной формы обучения на другую.
Осуществлялось и сочетание индивидуальных занятий с классно-урочной формой
обучения.
Учебный план
школы, за прошедший год,выполнен на
уровнегосударственного стандарта,
представляющего собой обязательный минимум содержания образования и школьного
компонента (факультативы, занятия по интересам, творческая и проектная
деятельность). Что дало возможность усвоения учебных программ больными детьми
на базовом уровне и приобретения учащимися, страдающими различными
заболеваниями, удовлетворительных знаний, умений и навыков, необходимых для
продолжения обучения и получения профессии.
Для развития творческой
активности учащихся каждый учитель-предметник имел часы по работе со
слабоуспевающими учащимися, так и с учащимися, имеющими повышенный уровень
учебной мотивации (индивидуальные занятия), что позволяло корректировать сроки
прохождения учебного материала детям, длительно или часто болеющим, но
обучающимся на базе школы.
В этом учебном году в
государственной (итоговой) аттестации участвовали учащиеся 9, 11-го классов.
Допущены к аттестации были все обучающиеся.Итоговая аттестация проводилась в формате ЕГЭ и государственной
(итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов. Вся процедура подготовки
и проведения аттестации прослеживается через приказы, решения педагогического
совета, локальные акты. Результаты
аттестации представлены отдельной справкой и таблицами.
ГРУППОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Динамика уровня усвоения учащимися общеобразовательных классов основных
знаний и умений в 2008-2009 учебном году.
На данной диаграмме прослеживаются
соотношения успешности обученности по предметам гуманитарного и естественно –
математического циклов при переходе из основной школы в полную среднюю
школу.Представленные в
таблице показатели позволяют констатировать положительную тенденцию
результативности образовательного процесса в школе. Тем не менее, результаты
итоговой аттестации освоения учебного материала показали, что по отдельным
предметам: русский язык, алгебра, геометрия, химия, наблюдаетсяв основной школе и старшей школе низкий
уровень качества знаний.
В сравнении с 2007 – 2008
учебным годом результаты качества знаний обучающихся по предметам стали выше.
Анализ обученности учащихся по предметам на
программном и базовом уровняхпредставлен табличным материалом, текстовым сопровождением и
прилагаемыми графиками, таблицами с информацией за последние три года.
Чтобы обеспечить
развитие полноценной мотивационной сферы учеников педагоги школы расширили
введение в работу с обучающими разнообразные виды деятельности, носящие
творческий характер: практико-исследовательская работа; написание докладов,
рефератов; творческие задания, проектная и поисковая работы.
Эффективность
обучения, развитие мышления и всей интеллектуальной деятельности школьника в
значительной мере определяли эмоции взаимодействуя с процессами внимания и
памяти. Для чего в 5 – 8-х классах проводились часы "Культуры поведения",
"Я учусь владеть собой", «Мозаика культур». В 9 – 10-х классах
факультативные занятия "Культура делового общения";
проектно-исследовательская работа "Заимствованная лексика в современном
русском языке», «Особенности современного делового этикета". В
профессиональном самоопределении проводился системообразующий курс
"Человек и профессия".
Под руководством
директора школы Чирковой О.С., силами педагогического коллектива, родителей,
учащихся продолжает работать школьный музей "Народного творчества",
руководителем которого является Курьерова О.В.
В этом учебном
году в школе проведены интеллектуальные марафоны, предметные олимпиады. В
школьных предметных олимпиадах (по русскому языку, математике, биологии, химии,
физике, географии, истории, обществознанию, ИЗО, английскому языку) приняло
участие 55 учащихся, что составило 85%. В школьном туре интеллектуальных
марафонов приняли участие 42 ученика (65%). Учащиеся школы приняли участие в
международных играх-конкурсах: математическом "Кенгуру" (победители:
Агафонова А. – 1 место), по русскому языку «Медвежонок» (победители: Нестерова
А.-5кл., Трохин В.-6кл., Мороз С.-7 кл.); в окружном туре интеллектуального
марафона и в девяти окружных предметных олимпиадах. Всего участников – 37
(57%). Призерами стали: личное первенство в интеллектуальном марафоне среди
учащихся 5-8 классов Мороз С.-7 класс 3 место и Морозов Д.-11 класс 3 место в
предметной олимпиаде по экологии. Проведена ученическая конференция «О, сколько
нам открытий чудных готовит просвещенья дух…». Конечно эти успехи не
значительные, но положено начало, поэтому в новом учебном году необходимо
привлечь всех педагогов к работе с мотивированными учащимися и более
качественную подготовку учащихся к олимпиадам.
В школе оборудованы
специализированные кабинеты:география –
история, биология – химия, математика - физика и компьютерный класс. Приобретены
видео, аудио кассеты, диски с программным содержанием учебного материала по
всем предметам федерального и регионального компонентов. Следует отметить, что
в этом году учителями: русского языка и литературы Леонтьевой О.М., Костиной
Н.Ф., Шумилиной И.Н; истории Гуменюк Е.Б.., Хинтинской Е.Г.; химии-биологии
Прищеповой Л.Ф.; географии Чирковой О.С. в полной мере использовались ТСО,
видеофильмы,мультимедийные презентации
как иллюстрация к рассказу учителя, медиа-ресурсы.Учителя-предметники с успехом освоили организацию работы учеников в
малых группах, формируя и развивая при этом учебные умения; создали богатый
арсенал дидактических средств, позволяющих учесть различный уровень подготовки
обучаемых.
Между тем, в
формировании школьной кабинетной системы имеется масса проблем связанная с
наличием площадей учебных кабинетов.
Третий год
педагогический коллектив работал над единой педагогической темой «Формирование
системы образования и воспитания, направленной на социализацию личности
школьника посредством достижения успеха в разнообразии сфер деятельности,
создание условий для творческого самовыражения".
В школе
функционируют методические объединения(МО) учителей:
МО классных воспитателей;
МО учителей начальных
классов;
МО учителей
естественно-математического цикла;
МО учителей
гуманитарно-исторического и филологического цикла;
МО учителей
музыкально-художественного цикла и дополнительного образования.
Все они имели
соответствующие планы работы. На заседаниях МО решались вопросы повышения
педагогического мастерства учителей. Проводились консультации по тематическому
и поурочному планированию, о критериях и нормах оценок. Корректировалось
планирование с учетом особенностей школы надомного обучения. Обсуждались
вопросы прохождения государственных программ по предметам и затруднений при
изучении определенных тем. Анализировались результаты административных,
окружных и городских контрольных работ, диагностических работ в формате ЕГЭ.
В течение года
проведены педагогические советы по следующей тематике:
- "Организация работы педагогического
коллектива по повышению качества образования. Опыт. Проблемы. Перспективы
";
- "Коррекционная
работа по медико-психологической и педагогической реабилитации детей с
проблемами здоровья";
-"Организация работы педагогического
коллектива по повышению качества образования. Опыт, проблемы, перспективы
повышения качества дополнительного образования и воспитывающей деятельности в
школе".
-"О ходе подготовки к итоговой (государственной) аттестации и
допуске
учащихся к экзаменам".
В школе прошли
месячники: Педагогического мастерстваи
НАУК,в которых приняли участие почти
все учителя. В программе месячников учителями дано 12 открытых уроков, 3
внеклассных мероприятия (в рамках обмена опытом по новым технологиям), которые
старались показать такую организацию урока, которая обеспечила бы не только
усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их
самостоятельную познавательную деятельность, способствующуюумственному развитию. Учителя Леонтьева О.М.,
Костина Н.Ф., Хинтинская Е.Г., Чиркова О.С., Рогозина А.В., Прищепова Л.Ф.
продемонстрировали отличный уровень мастерства.
Проведены
недели: общественно-гуманитарных наук, естественно - математических наук,
музыкально-художественного и дополнительного образования, в которых участвовали
все школьники, и которые позволили дополнительнораскрыть свой потенциал, как учителю, так и
обучающемуся.
Для школ
округа, где имеются отделения надомного обучения, педагогическим коллективом
был проведен окружной семинар по теме "Формирование социально-позитивного
опыта в школе надомного обучения в рамках предпрофильного и профильного
обучения". Представителишколы
участвовали в городской конференции «Реализация профильного обучения: новые
подходы», городских семинарах: «Программное и методическое обеспечение
профильного обучения детей с проблемами здоровья», «Организация и обучение
детей с ОВЗ, развитие интегрированного обучения»; круглых столах:
«Проектирование модели «Школы будущего» для детей, нуждающихся в особом
внимании».
Благодаря условиям,
созданным администрацией школы для профессионального роста педагогов, произошли
изменения вповышении мастерства учителей.
За текущий учебный год повысили свою квалификационную категорию 9 учителей и
подтвердилисвою категорию -3 педагога.
Деятельность
администрации школы, позволила повысить профессиональный уровень 37 сотрудникам
школы без отрыва от своей деятельности. Администрацией школы была спланирована
деятельность по коррекции системы работы, способствующей совершенствованию
профессионального мастерства сотрудников школы. А именно:
1.Организовано
проведены курсы (школьная команда) по теме «Специфика оценивания результатов
учебной деятельности учащихся при различных формах обучения».
2.Организованы
индивидуальных консультаций по отработке различных методик самодиагностики и
самоанализа и коррекции деятельности учителя.
3. Использовались коллективная,
групповая и индивидуальная формы работы администрации школы с педагогическим
коллективом, что позволило каждому сотруднику определить собственную траекторию
развития по совершенствованию педагогического мастерства и овладению
технологией в условиях личностно-ориентированного обучения.
Анализ собственной
деятельности, промежуточных результатов обученности учащихся и своевременная
коррекция методики организации учебного занятия, обеспечили положительную
динамику результативности обученности учащихся и способствовали своевременному
выявлению причинно - следственных связей отдельных педагогических явлений.